Вторник, 30 июля 2024 09:23
Дешевая или премиальная память DDR5: базовая частота памяти против настроек EXPO/ XMP
Первое, что нужно сделать, собрав новый компьютер – это обновить BIOS. После чего станут доступны опции настроек памяти XMP или EXPO. С этого момента в вашем распоряжении минимальный необходимый набор инструментов, и можно спокойно приступать к работе. Но нужно ли геймерам покупать разогнанную оперативную память с поддержкой частоты больше стандартной?
Обновление BIOS – это оптимальная практика, поскольку материнские платы часто отгружаются с устаревшими версиями BIOS. Посредством обновления вы избавляетесь от ряда багов и получаете улучшенный потенциал совместимости RAM, так как в обновлениях BIOS производители плат учитывают результаты тестирования большего количества различных комплектов памяти. Также они могут оптимизировать настройки для ранее протестированных комплектов, что, возможно, поможет улучшить производительность и стабильность в том числе и вашего ПК.
Теперь, в зависимости от конкретного установленного у вас комплекта памяти, загрузка профиля памяти в BIOS может значительно повысить игровую производительность, особенно по сравнению с тем, что обеспечивают официальные спецификации памяти. Об этом мы сейчас и поговорим.
Для начинающих сборщиков ПК спецификации памяти могут представлять сложность. Официальные значения поддерживаемых процессором частот памяти, которые публикуют AMD и Intel, часто ниже тех, которые на практике используют большинство геймеров, обозревателей и компьютерных энтузиастов. Вообще говоря, процессоры AMD Zen 4 комфортно себя чувствуют с памятью DDR5-6000 [МГц], считающейся «золотой серединой». Эта частота позволяет всем процессорам выдерживать соотношение 1:1 между собственно частотой памяти и частотой контроллера памяти в CPU.
Однако, если вы посмотрите на спецификации, например, такого процессора, как Ryzen 7 7800X3D, то в них AMD указывает максимальную скорость (частоту) памяти 5200 МГц – DDR5-5200, для конфигурации из двух одноранговых или четырех двухранговых модулей памяти. Это может запутывать, с учетом того, что в своих игровых тестах AMD использует память G.Skill DDR5-6000 CL30 с загруженным профилем EXPO.
Итак, какова же фактическая максимальная скорость памяти DDR5 на платформах AMD? В спецификациях заявлено максимум 5200, но в сносках на слайдах с результатами тестов указано 6000, причем даже как рекомендуемое значение для максимальной игровой производительности.
Правда в том, что AMD рекомендует DDR5-6000 как оптимальный вариант для максимизации производительности, но официально стандарт DDR5 поддерживает скорости до 5200 МГц. То есть, если вы столкнетесь с нестабильной работой памяти на частоте более 5200 МГц, то это "ваши проблемы" и вам нужно снизить в настройках скорость памяти.
На самом деле, если говорить о процессоре, то все чипы AMD Zen 4 должны нормально работать с памятью DDR5-6000. Однако на стабильность компьютера с теми или иными настройками памяти могут влиять и другие факторы, такие как поддержка этих скоростей материнской платой или качество самих модулей памяти. Когда поколение Zen 4 только вышло, многие платы имели проблемы со стабильностью при использовании памяти DDR5-6000, но в настоящее время эти проблемы практически полностью решены.
Это относится не только к AMD; Intel также официально поддерживает меньшие скорости памяти, чем те, которые они рекомендуют в качестве оптимальных для наилучшей производительности. Итак, что делать вам: перестраховаться и придерживаться 'официальных' спецификаций памяти или ориентироваться на премиальные комплекты с 'заводскими' настройками XMP и EXPO, предлагающие скорости DDR5-6000 и выше? Сегодня мы исследуем этот вопрос, ответ на который нам дадут несколько игровых бенчмарков.
Как обычно, все игровые тесты мы проведем на разрешении 1080p, используя видеокарту GeForce RTX 4090. Для тех, кто считает себя компьютерными энтузиастами, но не понимает, почему обозреватели используют это разрешение, объясняем: для тестирования CPU оно является наиболее информативным, тогда как разрешение 1440p или 4K в большей степени покажет нам производительность RTX 4090. Итак, переходим к бенчмаркам.
Бенчмарки
Baldur's Gate 3
Baldur's Gate 3 подчеркивает хорошо известное свойство процессоров Zen 4: благодаря кэшу 3D V-Cache они менее чувствительны к производительности памяти. В данном примере чип 7800X3D получает всего 3%-ное преимущество от более быстрой памяти DDR5-6000, тогда как 7700X – 20%-ное.
При этом 7700X ведет себя аналогично процессорам Intel. Например, чип 14700K при апгрейде памяти до DDR5-7200 получает плюс 14% к производительности, а 12700K – еще большие 17% при переходе с DDR5-4800 (базовая спецификация для 12-го поколения) на DDR5-6400 (общеупотребительная скорость памяти с процессорами 12-го поколения не в ущерб стабильности).
The Last of Us Part 1
Игра The Last of Us Part 1 не особенно чувствительна к производительности памяти. Чип 7800X3D вообще почти никак не отреагировал на переход памяти из области базовой частоты в область оверклокинга (OC), то же самое относится и к 14700K. Однако разгон памяти добавил 8% к результату чипа 12700K. Вообще мы заметили, что процессоры 12-го поколения по сравнению с 14-м поколением более чувствительны к настройкам памяти, вероятно, из-за меньшей емкости кэшей L2 и L3.
Cyberpunk 2077: Phantom Liberty
В Cyberpunk 2077: Phantom Liberty чип 7800X3D с более быстрой памятью DDR5 улучшил свой результат на 4%, в то время как 7700X – на более существенные 9%. Это тоже не слишком много, и, если только вы не ориентируетесь на частоту кадров более 140 fps, с этими высококлассными процессорами в этой игре вы скорее столкнетесь с ограничениями со стороны видеокарты.
Чип 14700K улучшил свой результат на 3%, 12700K – на 7%. Однако на платформе 12-го поколения более медленная память DDR5-4800 заметно повлияла на минимальную частоту кадров, снизив ее на 14%.
Hogwarts Legacy
Hogwarts Legacy довольно чувствительна к памяти, однако мы получили несколько неожиданные результаты. Чип 14700K с памятью DDR5-7200 в среднем был только на 9% быстрее, в части минимальной частоты кадров – примерно на столько же. С другой стороны, 7800X3D с памятью DDR5-6000 улучшил свой средний результат на 10%, а минимальный – на 21%.
Чип 7700X продемонстрировал 17%-ную прибавку в части средней частоты кадров и весомую 29%-ную – в части минимальной. Чип 12700K по своим показателям был близок к стандартному процессору Zen 4 – плюс 20% к средней частоте кадров и плюс 31% – к минимальной.
Assetto Corsa Competizione
В Assetto Corsa Competizione процессоры 7700X, 14700K и 12700K получили от более быстрой памяти DDR5 примерно одинаковое преимущество – от 8 до 12%. Однако 7800X3D ускорился только на 2%.
Spider-Man Remastered
Spider-Man Remastered известна как одна из самых чувствительных к производительности памяти игр, которая с DDR5 идет значительно лучше, чем с DDR4. В этом примере даже процессор 7800X3D с более быстрой памятью продемонстрировал 9%-ную прибавку к скорости. Чип 7700X в среднем прибавил 17%, а в части минимальной частоты кадров – 21%.
Процессор 14700K здесь был практически индифферентен к апгрейду памяти с DDR5-5600 до DDR5-7200: почти одинаковые минимальные результаты и всего плюс 4% к среднему. Чип 12700K получил плюс 13% к средней частоте кадров, но минимальная улучшилась незначительно.
Homeworld 3
В Homeworld 3 результаты улучшились в целом равномерно: только у 7700X средняя частота кадров выросла на 22%, у остальных процессоров – примерно на 9%.
A Plague Tale: Requiem
В A Plague Tale: Requiem чипы 7800X3D и 12700K продемонстрировали сходное улучшение результатов при переходе от базовых спецификаций памяти к оптимальным для данных процессоров конфигурациям частоты. Чип 7700X с более медленной памятью выступил ни шатко ни валко, но с DDR5-6000 улучшил свой результат на 16%. Чип 14700K продемонстрировал только 4%-ное преимущество.
Counter-Strike 2
Counter-Strike 2 не очень чувствительна к производительности памяти, и здесь мы видим всего лишь 3%-ное преимущество у 7800X3D, 6%-ное – у 7700X, и 4%-ное – у 14700K. Чип 12700K при переходе с DDR5-4800 на 6400 все-таки продемонстрировал 10%-ную прибавку к частоте кадров, но при таких скоростях это не очень существенно.
Starfield
В Starfield результаты больше зависят от процессора. Чипы 7800X3D и 14700K оказались практически индифферентны к апгрейду памяти, в то время как 7700X и 12700K с более быстрой памятью улучшили свои результаты на 10% и 8% соответственно.
Horizon Forbidden West
В Horizon Forbidden West процессоры 7800X3D и 14700K отреагировали на более быструю память небольшим 4-5%-ным увеличением производительности. Чип 7700X улучшил свой результат на 12%, 12700K – на 10%.
Hitman 3
В Hitman 3 при апгрейде памяти процессоры 7800X3D и 14700K не показали существенного улучшения частоты кадров, показав тем самым, что эта игра достаточно индифферентна к производительности памяти, вероятно, в силу своего солидного возраста. Процессор 7700X продемонстрировал 6%-ное повышение средней частоты кадров, процессор 12700K – 10%-ное.
Watch Dogs: Legion
Наконец, в Watch Dogs: Legion процессоры 7800X3D и 14700K снова оказались практически индифферентны к повышению частоты памяти. Чип 7700X улучшил свой результат на 9% faster, 12700K – на 13%; это преимущество, но не очень большое.
Средняя прибавка к производительности по результатам 13 игр
Давайте посмотрим, что получается в среднем по результатам 13 игр (берем среднее геометрическое). Итак, как вы сами можете видеть, процессор 7800X3D не получает существенного преимущества при повышении частоты памяти: переход на DDR5-6000 дает в среднем всего лишь 4%-ное повышение частоты кадров.
С другой стороны, чип 7700X при использовании DDR5-6000 получает в три раза большее преимущество по сравнению с 7800X3D – плюс 12% к средней частоте кадров.
Как ни странно, чип 14700K ведет себя примерно так же, как и 7800X3D, прибавляя к своему результату только 4%, в то время как более старый чип 12700K улучшает свой результат на 11%; таким образом, оба чипа Intel соответственно выигрывают от более быстрой памяти столько же, сколько и аналоги от AMD.
Заключение
Итак, в зависимости от конкретного процессора и игры, скорость памяти может существенно влиять на производительность. Кроме того, следует также учесть производительность видеокарты, даже в процессорозависимых играх: например, если ваша видеокарта в Starfield может обеспечить на желаемом разрешении с графическими настройками только 60 fps, то комбинация CPU и памяти, способная обеспечить более 100 fps, вряд ли принесет вам быстрые дивиденды. С другой стороны, это дает вам дополнительные возможности в плане будущего апгрейда видеокарты: ваше текущее «железо» сможет поддерживать более быстрый темп.
Основной момент, который здесь нужно принять во внимание, – это стоимость более быстрой памяти. Которая, к счастью, вполне подъемная. Для систем на базе Zen 4-идеально подходит DDR5-6000 CL30, и 32-гигабайтный комплект такой памяти стоит сегодня в районе 80-100 долларов. Для сравнения, память с базовыми спецификациями DDR5-5200 CL40 стоит максимум 80 долларов, а самый дешевый комплект DDR5-4800 CL46 можно купить за 70 долларов.
Таким образом, премиальная наценка за более быструю память сравнительно невелика, что действительно делает опцию DDR5-6000 CL30 золотой серединой для процессоров Zen 4. Соответственно, DDR5-7200 тоже стоит не критически дорого: на 15-30% дороже DDR5-6000. Но даже в сравнении с более высококлассными опциями памяти, которые стоят на 85% дороже самых бюджетных 32-гигабайтных комплектов DDR5, память DDR5-6000 CL30 дает сопоставимые результаты.
Источник: TechSpot