Пятница, 20 сентября 2024 18:53

По последним данным науки, в прошлом Земля могла иметь кольца как у Сатурна: возможно, нам придется пересмотреть историю нашей планеты

Ученые из австралийского университета Монаша (Институт Земли, атмосферы и окружающей среды) нашли свидетельства, говорящие в пользу того, что Земля в прошлом могла иметь систему колец, подобных тем, которые мы сегодня наблюдаем вокруг Сатурна и других газовых гигантов, и бросающие вызов современным представлениям об истории нашей планеты.

1

К такому неожиданному заключению ученые пришли в результате изучения расположения 21 кратера, которые предположительно являются местами падения астероидов во время ордовикского периода – второго из шести периодов палеозойской эры, который продолжался 41.6 млн лет: от 485.4 до 443.8 млн лет назад.

Исходя из реконструкции тектонических плит, ученые установили, что все 21 астероид упали в районе экватора в пределах 30 градусов по широте, при том, что на тот момент 70% суши на планете находилось за пределами этой области. Ученые говорят, что вероятность такого случайного совпадения – такая же, как вероятность того, что при подбрасывании трехсторонней монетки (если бы такая существовала) 21 раз она каждый раз приземлялась бы на одну и ту же сторону.

Научная группа выдвигает гипотезу, что в то время близко к Земле пролетал крупный астероид, который под действием приливных сил развалился на более мелкие части. В результате вокруг Земли на экваториальной орбите образовалось кольцо из космического мусора, и в течение следующих нескольких десятков миллионов лет эти обломки постепенно падали на Землю. В пользу этой гипотезы говорит наличие в осадочных породах того периода большого количества метеоритных осколков.

2

Эта гипотеза объясняет необычный всплеск метеоритной активности в этом геологическом периоде, а также может оказаться ключом к ряду других научных загадок. Например, это кольцо могло отбрасывать на Землю гигантскую тень, что привело к глобальному похолоданию, которое ученые определяют как хирнантское оледенение. Оно произошло в конце ордовикского периода и считается одним из самых сильных похолоданий в истории нашей планеты.

Это исследование может перевернуть наши представления о Земле и ее эволюции. Могли ли аналогичные кольца существовать в другие периоды геологической истории? Если да, то как они могли влиять на такие вещи, как климат планеты, развитие и распространение различных форм жизни?

Данная научная работа опубликована в журнале EPSL (Earth and Planetary Science Letters).

Источник: TechSpot