Недавно "Яндекс" объявил о том, что приобрел у компании "Интегрум" права на многообещающую технологию выделения имен из текстов. Отдельные элементы этой технологии уже давно реализованы в "Яндекс.Новостях". В результатах поиска выводятся ссылки на людей, засветившихся в сообщениях СМИ. Существует также рейтинг наиболее популярных персон, который составляется на основе анализа новостей. Однако все это, похоже, лишь "вершки".
По заявлению Ильи Сегаловича, директора по технологиям, на работу в "Яндекс" перешла команда разработчиков из "Интегрума". Речь идет как раз о тех сотрудниках, которые в свое время работали над проектами "Кто? Где? Когда?" и "Сегодня в лицах". В целом, обе разработки связаны с поиском и выделением в тексте артефактов, будь то имена людей или названия компаний.
"Кто? Где? Когда?" позволяет не просто отыскивать отдельные объекты (людей и организации), но и устанавливать между ними связь. Другими словами, с помощью этого сервиса можно установить, в каких компаниях и на каких должностях работал тот или иной человек, работали ли два человека в одной компании и т.п. Источники информации, правда, ограничены лишь сообщениями СМИ.
Сам факт столь явного интереса "Яндекса" к технологиям поиска артефактов весьма примечателен. Продолжая тягаться друг с другом за качество выдаваемых результатов и надежность алгоритмов ранжирования, поисковики были вынуждены расширять сам ассортимент "поисковых услуг". Так, наряду с обычным поиском появился поиск по новостям и сообщениям СМИ, блогам, товарам. Все это, однако, в большей степени экстенсивный рост, когда поиск оптимизируют под различные информационные категории. Чтобы добиться своих целей, пользователю по-прежнему приходится тренироваться в искусстве составления запросов.
Выделение артефактов и поиск связей между ними — еще одно перспективное направление. Причем в этом случае пользователя не только избавляют от ответа на вопрос "где искать?", по сути, система сама формулирует за него довольно специфический запрос.
Интересно, что "Интегрум" традиционно ориентирует свои продукты и услуги на корпоративных клиентов, которые в состоянии их оплатить, "Яндекс" же ориентируется на массового потребителя, предоставляя свои поисковые сервисы совершенно бесплатно. Илья Сегалович приводит слова Константина Кузнецова, генерального директора "Интегрума": "Мы рады, что широкая аудитория пользователей „Яндекса“ сможет воспользоваться технологиями, которые были доступны только корпоративным клиентам".
Пока "Яндекс" выступает с позиции этакого мецената, которому не жалко ничего, лишь бы сделать свой поисковик "чуточку умнее и чуточку полезнее". Вопрос об окупаемости таких вложений остается открытым.