[N1-Введение]
Уже стало тенденцией, что обновление продуктов в мире графики происходит нерегулярно и обычно это ничем существенным не примечательные события. Немного изменим здесь, поднимем частоту там, засунем в новую коробку и быстренько на полку и журналистам на тестирование. Исторически, обновки или как их ещё называют "выпуски", зачастую являются всего лишь результатом модернизации производственного процесса, изменения внутренних связей в GPU, или даже программного обеспечения, которое разблокирует или, наоборот, блокирует, в зависимости от обстоятельств, определенные возможности архитектуры. Вот и на этот раз NVIDIA пополнила свою GeForce 7 серию видеокарт именно такими новинками. Фактически, в этих графических изделиях всего лишь немного подправлена архитектура.
Когда-то NVIDIA была первопроходцем 0,13 микронной технологии, внедренной на тайваньской фабрике TSMC, и ей удалось успешно справиться с вновь возникшими проблемами в архитектуре и раскладке модулей графического процессора. Но с тех пор уже много воды утекло, и трудности создания NV30 уже подзабыты, тем более что после этого процессора было немало успешных разработок. Кроме того, компании удалось значительно улучшить качество не только самих GPU, но и построенных на них видеокартах, и даже со временем перейти на 0,11 микронное производство. Создание семейства GeForce 7800 принесло компании значительный успех и позволило потеснить ATI. Это продолжалось вплоть до недавнего времени, до выхода Radeon X1900. Radeon X1900 имеет 48 пиксельных конвейеров, что намного больше 24 у NVIDIA 7800 GTX. Чем ответит NVIDIA?
Можно предположить, что для выравнивания ситуации естественным для NVIDIA будет создание более мощного GPU с большим потенциалом рендеринга, реализованном в большем числе пиксельных конвейеров или блоков растеризации. Однако, NVIDIA решила в очередной раз усовершенствовать технологию производства процессоров, а точнее, перейти на более тонкий техпроцесс. На этот раз, это переход с 0,11 микронной на 0,09 микронную или 90 нанометровую технологию, что нельзя назвать легкой задачей.
В приведенной ниже таблице представлены характеристики трех новых видеокарт NVIDIA, изготовленных по 90 нм технологии. Это новый флагман GeForce 7900 GTX, новая среднепроизводительная карта GeForce 7900 GT и новая бюджетная карта GeForce 7600 GT.
[N2-Технические характеристики]
Архитектура NVIDIA CineFX 4.0 Shading
- Поддержка Microsoft DirectX 9.0 Vertex Shader 3.0
- Карты перемещений
- Геометрические объекты
- Поддержка DirectX 9.0 Pixel Shader 3.0
- Текстурный движок следующего поколения
- Ускоренный доступ к текстурам
- До 16 текстур на проход
- DirectX и S3TC сжатие текстур
Поддержка API
- Полная поддержка DirectX, включая последнюю версию Microsoft DirectX 9.0 Shader Model 3.0
- Полная поддержка OpenGL, включая OpenGL 2.0
Технология NVIDIA Intellisample 4.0
- Усовершенствованная анизотропная фильтрация 16x
- Поддержка сжатия карт нормалей
- Быстрая очистка z-буфера
Технология NVIDIA Digital Vibrance Control (DVC) 3.0 0
- DVC управление цветом
- DVC управление резкостью изображения
SLI технология NVIDIA
- Запатентованная аппаратная и программная технология, позволяющая включать параллельно 2 видеокарты для увеличение производительности
Технология NVIDIA UltraShadow II
Технология NVIDIA PureVideo
- Программируемый видео процессор
- MPEG-2 высокого разрешения и аппаратное ускорение WMV9
Усовершенствованный дизайн
- Шина PCI Express x16
- Высокоскоростная GDDR3 память
Список параметров у новых процессоров такой же, как у предшествующих GPU. Главное отличие в том, что сделанные по 0,09 микронной технологии, кристаллы новых процессоров стали меньше по площади.
[N3-GeForce 7900 GTX и 7900 GT]
Достаточно мельком взглянуть на архитектуру нового семейства GeForce 7900, чтобы понять, что общая блок-схема изменена незначительно. Однако это отнюдь не означает, что чип G71 почти не отличается от своего предшественника G70 (GeForce 7800 GTX). С целью повышения быстродействия и уменьшения числа транзисторов компоновка модулей у G71 (GeForce 7900) немного изменена, но она все равно многое заимствовала у G70.
Архитектура NVIDIA GeForce 7900
|
Блок-схема графических процессоров серии GeForce 7900
90 нм – 278 млн. транзисторов |
У GeForce 7900 мы видим 24 пиксельных конвейера, 8 вершинных процессоров и 16 блоков растеризации (ROP). GPU связан с буфером памяти 256-битной шиной. Новое семейство процессоров GeForce 7 производится по новому 90 нм техпроцессу на заводе TSMC. Этот техпроцесс, несомненно, считается современным, но уже не самым передовым (ведь не за горами 65 нм техпроцесс), хотя пока 90 нм геометрии вполне достаточно для создания самых сложных графических процессоров для массового рынка.
Кстати, у новых процессоров семейства GeForce 7900 уменьшено количество транзисторов. Это стало результатом оптимизации дизайна и раскладки пиксельных конвейеров, блоков растеризации (ROP), SLI интерфейса и Z-Cull логики. В частности, для увеличения скорости смешения была изменена архитектура блоков растеризации, а в нескольких других модулях чипа были улучшены параметры, от которых зависит производительность. В результате у нового GeForce 7900 всего 278 миллионов транзисторов, тогда как у GeForce 7800 GTX их примерно 302 миллиона. К тому же размеры кристалла GeForce 7900 намного меньше размеров кристалла Radeon ATI X1900 — 196 мм2 против 352 мм2. Именно это и было одной из задач NVIDIA при обновлении архитектуры, что, несомненно, должно повлиять на стоимость процессоров.
GeForce 7900 имеет всего 24 пиксельных конвейеров (или процессоров, как их теперь часто называют), что выглядит не столь впечатляюще, как 48 пиксельных конвейеров Radeon X1900 XT. Но 48 шейдеров Radeon работают в паре с 16 ROP, а в любой архитектуре очень важен именно баланс ресурсов. Добавление шейдеров, а вместе с ними и дополнительных текстурных модулей, привело бы к увеличению размеров кристалла, поэтому NVIDIA выбрала вариант перехода на 90 нм технологический процесс. В результате удалось значительно поднять частоту, уменьшить размеры кристалла и энергопотребление. Помня о показателях GeForce 7800, ядро которого работает на частотах 430 – 450 МГц, можно предвидеть, что увеличение этой частоты на 200 МГц, а также некоторое увеличение частоты работы памяти может легко вывести уже известную архитектуру на новый уровень производительности.
NVIDIA GeForce 7900 GTX
24 пиксельных конвейера / 8 вершинных блоков / 16 блоков растеризации / 256-битная шина памяти. Частоты: ядро 650 МГц / Vertex 700 МГц / 800 МГц (DDR 1,6 ГГц) память (256 Мбайт).
Как видите, новый GeForce 7900 GTX оснащен точно так же, как и 512 МБ 7800 GTX. С первого взгляда незаметно также никаких отличий в дизайне печатной платы: та же двухслотовая система охлаждения с тепловыми трубками, которые впервые появились на high-end Quadro видеокартах NVIDIA. И всё же отличия между 7900 GTX и 7800 GTX есть. Во-первых, 7900 GTX, благодаря двум интегрированным в GPU G71 интерфейсам, имеет 2 dual-link DVI выхода. Как уже упоминалось, новый GPU производится по более прогрессивному 90 нм техпроцессу, что позволило NVIDIA поднять у частоту ядра 7900 GTX. В спецификациях указывается частоты 650 МГц для ядра и 700 МГц для вершинного блока. А 512 МБ память работает на частоте 800 МГц (1,6 ГГц DDR), что немного ниже, чем у 512 МБ памяти GeForce 7800 GTX. Видеокарта GeForce 7900 GTX также имеет новый 7-пиновый HDTV выход, вместо 9-пинового разъема у предыдущих видеокарт, к которому теперь можно напрямую подключать S-Video кабель или компонентный переходник.
GeForce 7900 GTX также полностью поддерживают относительно новую технологию NVIDIA Quad-SLI, которая заключается в объединении 4-х GPU для увеличения производительности и повышения качества изображения в режимах SLIAA — до 32X AA. На выставке CES демонстрировалась совместная работа 4-х видеокарт GeForce 7800 GTX в high-end системе XPS Renegade компании Dell, но на мартовской встрече с журналистами демонстрировались Quad-SLI GeForce 7900 системы уже нескольких партнеров NVIDIA — среди них Alienware, Falcon и Voodoo. Здесь же нужно сказать о том, что теперь NVIDIA предлагает настоящую квадро-SLI систему, создав 48-канальный 3-х портовый PCI Express коммутатор, который обеспечивает полную пропускную способность шин PCI Express x16 для всех 4-х GPU установленных на материнскую плату с чипсетом nForce 4 SLIX16. Чтобы эффективно загрузить 4 GPU, NVIDIA вводит новый режим рендеринга, который в компании назвали "AFR of SFR" (AFR – Alternate Frame Rendering, SFR – Split Frame Rendering). Суть нового режима состоит в том, что 2 соседних кадра, четный и нечетный делятся поровну между четырьмя GPU, два из которых работают над одним кадром, один считает верхнюю половину кадра, другой – нижнюю), а два других – аналогичным образом над вторым кадром.
NVIDIA GeForce 7900 GT
24 пиксельных конвейера / 8 вершинных блоков / 16 блоков растеризации / 256-битная шина памяти. Частоты: ядро 450 МГц / Vertex 470 МГц / 660 МГц (DDR 1,32 ГГц) память (256 Мбайт).
Можно предположить, что эта версия видеокарт GeForce 7 будет очень популярна у оверклокеров и геймеров. Новые видеокарты GeForce 7900 GT являются по существу облегченной версией 7900 GTX, уступающей новому флагману по нескольким параметрам. В обеих видеокартах 7900 GT и 7900 GTX используется тот же самый GPU с двумя dual-link DVI интерфейсами, но GT позиционируется как 450 МГц ядро. 7900 GT также имеет в 2 раза меньшую память — 256 МБ, которая работает на частоте 1,32 ГГц, у неё более простая печатная плата, и намного меньший, однослотовый медный радиатор охлаждения. По характеристикам 7900 GT стоит чуть впереди 256 МБ 7800 GTX в линейке видеокарт NVIDIA, но цена 7900 GT намного привлекательней.
[N4-GeForce 7600 GT]
Графические процессоры, сделанные по той же самой 90 нм технологии, но которые работают на более низких частотах и имеют 12 конвейеров, будут достойными конкурентами массового сегмента рынка $200 видеокарт. Видеокарты с таким процессором будут называться GeForce 7600 GT.
Архитектура NVIDIA GeForce 7600
|
Блок-схема графических процессоров серии GeForce 7600 90 нм — 177 млн. транзисторов |
Архитектура нового процессора GeForce 7600 идеально подходит для изделий массового рынка. У этого GPU 12 пиксельных конвейеров, 5 вершинных блоков и 8 блоков растеризации. Частота ядра дотягивает до приличных 560 МГц, а GDDR3 памяти до 1,4 ГГц (700 МГц DDR). У памяти 128-битная шина. Здесь интересно заметить, что, в то время как у этого процессора, по сравнению с чипом GeForce 7900, все другие ресурсы урезаны практически вдвое, (например, блоки растеризации), NVIDIA решила оставить дополнительный вершинный блок. Всего их 5, а по логике при такой архитектуре их должно быть 4. При обсчете геометрии для такой урезанной архитектуры это будет, несомненно, полезно, когда в изображении есть мультиполигонные объекты. Кроме простого урезания ядра, архитектура осталась практически той же, и чипы GeForce7600 справляются с теми же типами задач, что и 7900, включая полную поддержку рендеринга Shader Model 3.0 и технологии NVIDIA PureVideo.
И наконец, на фотографии выше можно оценить размер кристалла GeForce 7600.
GeForce 7600 GT
12 пиксельных конвейеров / 5 вершинных блоков / 8 блоков растеризации / 128-битная шина памяти. Частота ядра 560 МГц / 700 МГц (1,4 ГГц GDDR3) память (256 МБ).
Видеокарта GeForce 7600 GT, представленная на этих фотографиях, имеет 256 МБ память, но в NVIDIA, говорят, что, возможно, будут выпускаться и видеокарты с памятью объемом 128 МБ. Видеокарта оснащена той же однослотовой системой охлаждения, что и 7900 GT, но почти всё остальное у них различается. Чип 7600 GT, под кодовым названием G73, как уже было сказано выше, имеет такую же архитектуру, как у его мощных собратьев, но у него меньше пиксельных конвейеров, вершинных блоков и блоков растеризации (ROP). От моделей 7900 эта видеокарта отличается ещё тем, что у неё только один dual-link DVI выход, и ещё single-link DVI. Но зато 7600 GT не нужно дополнительное питание. В NVIDIA заявляют, что видеокарта потребляет не более 70 Вт, что укладывается в 75 Вт ограничение обычных слотов PCI Express x16.
[N5-Качество изображения: с антиалайзингом]
Перед прогоном бенчмарков с новыми видеокартами GeForce 7900 и 7600 был проведен краткий анализ качества изображения в играх. Выдаваемые ими картинки сравнивались с картинками видеокарт GeForce 7800 GTX и ATI Radeon X1900 XTX. Сравнивалось качество фрагмента "background 1" игры Half-Life 2, на предмет того, как используемый каждой картой алгоритм антиалайзинга влиял на качество данной сцены.
Анализ качества изображения: режим Standard Anti-Aliasing. NVIDIA против ATI
NVIDIA GeForce 7900 GTX
|
|
GeForce 7900 GTX 1280x1024 – без AA |
GeForce 7900 GTX 1280x1024 - 2x AA |
|
|
GeForce 7900 GTX 1280x1024 - 4X AA |
GeForce 7900 GTX 1280x1024 - 8xS AA |
NVIDIA GeForce 7800 GTX
|
|
GeForce 7800 GTX 1280x1024 - без AA |
GeForce 7800 GTX 1280x1024 - 2x AA |
|
|
GeForce 7800 GTX 1280x1024 - 4X AA |
GeForce 7800 GTX 1280x1024 - 8xS AA |
ATI Radeon X1900 XTX
|
|
Radeon X1900 XTX 1280x1024 - без AA |
Radeon X1900 XTX 1280x1024 - 2x AA |
|
|
Radeon X1900 XTX 1280x1024 - 4x AA |
Radeon X1900 XTX 1280x1024 - 6x AA |
Общее качество игровых изображений, получаемых с помощью GeForce 7900 GTX, изменилось несильно. G71 поддерживает те же самые мультисэмпловые антиалайзинговые шаблоны что и G70. Поэтому по качеству изображение, создаваемое GeForce 7900 GTX и GeForce 7800 GTX в играх отличается мало, разве что в вышеприведенных сценах заметно небольшое отличие на движущихся объектах.
О результатах сравнения с качеством изображения, создаваемого текущим флагманским изделием ATI, можно сказать больше. После выхода видеокарт Radeon X1900XTX уже отмечалась проблема с качеством антиалайзинга мелких деталей этой же сцены. В частности, пропадали тонкие линии в изображении деревьев. Высказывались предположения, что это было из-за новых драйверов, что потом подтвердилось. С самыми свежими драйверами Catalyst Radeon X1900XTX отображает микродетали просто отлично. Меняя режим антиалайзинга по восходящей, вплоть до 4XAA, очень трудно заметить отличия в качестве изображении, создаваемого флагманами ATI и NVIDIA. Однако, при активации режимов 8xS AA и 6XAA, предлагаемых NVIDIA и ATI, соответственно, для одиночных видеокарт, отличия в изображении заметны. 8xS AA — это комбинация 2x суперсэмплинга и 4x мультисэмплинга, которые убирают неоднородности в пределах прозрачных текстур и по ребрам многоугольников, затрачивая на это немалые вычислительные мощности, тогда как антиалайзинг 6XAA ATI строго мультисэмпловый.
Обе компании для удаления неоднородностей в текстурах с прозрачными участками также задействуют прозрачность и адаптивный антиалайзинг, а так же более высокие режимы AA при работе видеокарт в паре в конфигурациях CrossFire и SLI.
[N6-Качество изображения с анизотропной фильтрацией]
С помощью следующих скриншотов карты "background 4" игры Half-Life 2 продолжим оценивать качество изображения, аналогично тому, как это было проделано в предыдущем разделе. Теперь рассмотрим эффективность технологий анизотропной фильтрации. Снова сравним работу GeForce 7900 GTX, GeForce 7800 GTX и Radeon X1900 XTX при аналогичных настройках. При этом отключим антиалайзинг, чтобы он не влиял на эффект, производимый алгоритмами анизотропной фильтрации видеокарт. При этом не будем обращать внимания на неоднородности.
Анализ качества изображения с анизотропной фильтрацией: режим Standard Aniso
NVIDIA GeForce 7900 GTX
|
|
GeForce 7900 GTX 1280x1024 – без анизотропной фильтрации |
GeForce 7900 GTX 1280x1024 - Анизотропная фильтрация 4x |
|
|
GeForce 7900 GTX 1280x1024 - Анизотропная фильтрация 8x |
GeForce 7900 GTX 1280x1024 - Анизотропная фильтрация 16x |
NVIDIA GeForce 7800 GTX
|
|
GeForce 7800 GTX 1280x1024 - без анизотропной фильтрации |
GeForce 7800 GTX 1280x1024 - Анизотропная фильтрация 4x |
|
|
GeForce 7800 GTX 1280x1024 - Анизотропная фильтрация 8x |
GeForce 7800 GTX 1280x1024 - Анизотропная фильтрация 16x |
ATI Radeon X1900 XTX
|
|
Radeon X1900 XTX 1280x1024 - без анизотропной фильтрации |
Radeon X1900 XTX 1280x1024 - Анизотропная фильтрация 4x HQ |
|
|
Radeon X1800 X1900 XTX 1280x1024 - Анизотропная фильтрация 8x HQ |
Radeon X1900 XTX 1280x1024 - Анизотропная фильтрация 16x HQ |
Просматривая приведенные выше снимки, обратите особое внимание на дорогу и землю справа внизу, поскольку на эти участки анизотропная фильтрация накладывается больше всего. В первой колонке скриншотов, с пометкой "без анизотропной фильтрации", разрешена только трёхлинейная фильтрация, которая приводит к некрасивому размытию дороги и земли справа от неё. Меняя режим анизотропной фильтрации по восходящей, замечаем, что размытие исчезает, и в текстурах появляется больше деталей. И снова получается, что между картинками GeForce 7900 GTX и GeForce 7800 GTX из-за подобий архитектуры различий не заметно, но на картинках NVIDIA и ATI некоторые небольшие различия имеются. Различия видны в самом далеком участке дороги примерно посередине склона холма. Трудно сказать, какая картинка "лучше", но здесь мы бы отдали предпочтение ATI. Нужно отметить, что, в отличие от NVIDIA у ATI есть также режим HQ AF (High-Quality), который не дает угловой зависимости и в котором качество изображения даже лучше, чем на этих скриншотах.
[N7-PureVideo: особенности и эффективность]
Далее посмотрим на Digital Video возможности двух конкурирующих архитектур графических процессоров — как работают технологии "PureVideo" NVIDIA и "AVIVO" ATI.
Скорость декодирования WMV-HD
Для определения загрузки CPU при воспроизведении контента WMV HD использовался Performance Monitor Windows XP. Данные, выдаваемые Windows Performance Monitor записывались в лог-файл. Производилась выборка процента загруженности CPU каждую секунду при воспроизведении видео "The Living Sea" 1080p версии, доступного на сайте Microsoft WMVHD. После чего данные импортировались в Excel, и по ним строился приведенный ниже график. График показывает загрузку CPU с видеокартами GeForce 7900 GTX, GeForce 7800 GTX и Radeon X1900 XTX. Видео воспроизводилось в Windows Media Player 10, пропатченном с апдейтом DXVA с сайта Microsoft (
апдейт доступен здесь ).
|
Средняя загрузка CPU (Athlon 64 FX-55 2,6 ГГц) |
GeForce 7900 GTX |
GeForce 7800 GTX |
Radeon X1900 XT |
38,11% |
37,84% |
41,48% |
Видно, что с воспроизведением High-Def контента в Windows Media Player 10 архитектуры этих флагманских GPU справляются примерно одинаково, загружая CPU в разумных пределах. Две видеокарты NVIDIA GeForce 7 серии задействуют CPU немного меньше, чем Radeon X1900 XTX, но как Вы увидите в следующем разделе, это расхождение можно считать незначительным. Кроме того, для разного видеоконтента этот показатель может быть ниже как у одной, так и у другой архитектуры.
Видео качество DVD: тест HQV
Следующий тест — HQV DVD video от Silicon Optics. Бенчмарк HQV состоит из фрагментов видеоклипов и тестовых шаблонов, подобранных специально для определения того, как эффективно оборудование справляется с обработкой чересстрочного видео, включая декодирование, деинтерлейсинг, коррекцию движений, шумоподавление, идентификацию типа видеоданных (film cadence) и оптимизацию уровня резкости. По время воспроизведения клипа программа оценивает изображение по ряду заданных критериев. В следующей таблице представлены суммарные результаты по каждой категории. DVD HQV прогонялась на GeForce 7900 GTX с последней версией PureVideo Decoder NVIDIA, и, согласно рекомендациям ATI, её видеокарты воспроизводили DVD в приложении WinDVD 7 Platinum компании Intervideo с включенным аппаратным ускорением.
В первых тестах видеокарты ATI X1K набирали не больше 40 очков. Однако с последними драйверами Catalyst 6.2 качество воспроизведения видео заметно выросло. Очевидно, что на сегодняшний день технология NVIDIA PureVideo, к сожалению, уступает ATI по эффективности своих алгоритмов. Наиболее существенного отрыва ATI добилась в восьми отдельных тестах на предмет эффективности идентификации типа видеоданных, а также в тесте на предмет эффективности устранения шума.
Однако не стоит из этого делать категоричные выводы. В ближайшие месяцы обе компании будут обновлять драйверы для своих видеокарт, которые, по предварительным сведениям, позволят существенно повысить качество изображения.
Нужно также упомянуть, что NVIDIA уже работает со своими партнерами над обеспечением полной поддержки PureVideo при воспроизведении DXVA совместимого контента. Это означает, что такие приложения как WinDVD, PowerDVD и Nero будут поддерживать PureVideo, и конечным пользователям больше не нужно будет отдельно покупать декодер NVIDIA, чтобы воспользоваться преимуществами встроенного в видеокарты видео-движка. NVIDIA также предлагает поддержку H.264 ускорения для всех видеокарт семейств GeForce 7 и GeForce 6 (кроме NV40-ых с движком PureVideo первого поколения), который ускорит HD видео, когда Blue-Ray и HD DVD выйдут на сцену, что должно произойти уже в ближайшие месяцы.
[N8-Конфигурация стендов]
Видеокарты NVIDIA тестировались на материнской плате Asus A8N32-SLI — чипсет nForce 4 SLIX16. А видеокарты ATI на материнской плате A8R32-MVP — чипсет CrossFire Xpress 3200. Обе системы работали на одном и том же процессоре AMD Athlon 64 FX-55 и имели 1 ГБ памяти Corsair XMS RAM.
Настройка систем для тестирования включала следующие этапы:
- Активация в BIOS режима "Optimized" или "High-Performance Defaults";
- Форматирование жестких дисков;
- Установка Windows XP Professional (SP2);
- Установка необходимых драйверов;
- Удаление из системы Windows Messenger;
- Отключение функций Auto-Updating и System Restore;
- Фиксация размера файла подкачки (768 Мбайт);
- Активация в разделе настроек Windows "Visual Effects" режима "Best Performance";
- Установка тестировочного ПО;
- Дефрагментация жесткого диска.
Процессор |
AMD Athlon 64 FX-55 (2,6 ГГц) |
Материнская плата |
Asus A8N32-SLI/чипсет nForce4 SLIX16
Asus A8R32-MVP/чипсет ATI CrossFire Xpress 3200 |
Видеокарты |
GeForce 7900 GTX (x2) GeForce 7900 GT (x2) GeForce 7600 GT (x2) 512 МБ GeForce 7800 GTX (x2) 256 МБ GeForce 7800 GTX (x2) GeForce 7800 GT Radeon X1900 XTX (x2) Radeon X1600 Pro (x2) Radeon X1600 XT |
Память |
1024 МБ Corsair XMS PC3200 RAM CAS 2 |
Звук |
Интегрированный на материнской плате |
Жесткий диск |
Western Digital "Raptor" 36GB - 10,000 RPM - SATA |
Операционная система |
Windows XP Professional SP2 |
Драйверы чипсетов |
nForce Drivers v6.85 |
Поддержка API |
DirectX 9.0c (релиз – март 2006) |
Поддержка API |
DirectX 9.0c (релиз – март 2006) |
Драйверы видеокарт |
NVIDIA Forceware v84.17 ATI Catalyst v6.2 |
Тесты |
Synthetic (DX) -3DMark06 v1.0.2 Synthetic (DX) - Shadermark v2.1 (b130a) DirectX - X3 Reunion DirectX - Splinter Cell: Chaos Theory DirectX - FarCry v1.33* DirectX - F.E.A.R. DirectX - Half Life 2* OpenGL - Quake 4*
* собственная демо-версия |
[N9- Результаты тестов GeForce 7600 GT]
3DMark06 v1.0.2
Совсем недавно Futuremark выпустила обновленную версию популярного 3Dmark. Новая версия включает тесты не только на предмет эффективности работы с Shader Model 2.0, но также с Shader Model 3.0 и HDR. Некоторые сцены из 3DMark05 были включены и в 3DMark06. Однако в новой версии их отличает более совершенная геометрия и более сложные шейдеры. В 3DMark05 максимальная длина шейдера составляла 96 инструкций. В 3DMark06 она выросла до 512. Также, более совершенным стало освещение, и более широкое применение получили мягкие тени. Кроме того, в 3DMark06 был изменен способ подсчета результатов тестирования. Теперь итоговый результат включает результаты тестов SM 2.0 и HDR/SM3.0, а также результаты теста CPU.
В этом обзоре тест разбит на 2 части. На этой и на нескольких следующих страницах представлены результаты тестов нового GeForce 7600 GT в сравнении с несколькими другими видеокартами примерно того ценового диапазона. Далее будут подробно рассмотрены показатели новых GeForce 7900 видеокарт и их конкурентов от ATI и видеокарт серии GeForce 7800. К сожалению, из-за отсутствия второй видеокарты, в данном обзоре нет показателей Radeon X1600 XT CrossFire.
Обе системы с GeForce 7600 GT (с одной GeForce 7600 GT и с двумя 7600 GT в режиме SLI), уверенно опередили аналогичные по конфигурации системы с X1600.
Half-Life 2
Для тестирования использовалась собственная демо-версия, записанная на основе сюжета "Canals", режимы разрешения 1280 x 1024 и 1600 x 1200 без AA и AF, а затем, одновременно, с антиалайзингом 4X и анизотропной фильтрацией 16X.
Как и в 3DMark06, GeForce 7600 GT лидировал во всех тестах Half Life 2, независимо от конфигурации, системы с одной GeForce 7600 GT и с двумя GeForce 7600 GT в режиме SLI – вне конкуренции.
FarCry v1.33
Для поклонников компьютерных игр, выход новой версии Far Cry, безусловно стал одним из наиболее заметных событий прошедшего года. Новая версия порадовала геймеров технологией Polybump, позволяющей создавать и воспроизводить низкополигональные модели с качеством высокополигональных без существенно заметной разницы, усовершенствованной физикой окружающей обстановки, динамическими тенями и ситуативными музыкальными и звуковыми темами. Еще до выхода обновленных версий Half-Life и Doom3, Far Cry дал публике "попробовать на вкус" ближайшее будущее 3D игр.
Для тестирования использовалась собственная демо-версия игры на основе сюжета "Catacombs", различные режимы разрешения, сначала – без антиалайзинга и анизотропной фильтрации, а затем с одновременным включением антиалайзинга 4X и анизотропной фильтрации 16X.
Вновь, независимо от настроек, GeForce 7600 GT продемонстрировала безоговорочно лучший результат.
F.E.A.R.
Один из наиболее ожидаемых заголовков 2005 года был «необычайный триллер F.E.A.R. от Monolith». Взглянув на минимальные системные требования для этой игры, мы видим, что для неё нужен, по крайней мере, 1,7 ГГц Pentium 4 с 512 МБ памяти и 64 МБ видеокарта, то есть Radeon 9000 или GeForce4 Ti-класса или лучше. В этом тесте используется полный вариант игры с патчем v1.02. Все настройки графики игры установлены на максимум, но мягкие тени отключены, так как в настоящее время одновременное использование мягких теней и функции антиалайзинга невозможно.
Для тестирования использовались режимы разрешения 1152 x 864 и 1600 x 1200 без AA и AF, а затем, с одновременным включением обеих функций.
И опять новые бюджетные 12-конвейерные видеокарты NVIDIA обошли видеокарты ATI. Radeon X1600 XT отстал на 55% при проходе теста без антиалайзинга и анизотропной фильтрации, и примерно на 18 - 30% в режиме 4X AA и 16X AF. Отрыв 7600 GT в режиме 1600 х 1200 особенно впечатляет.
Quake 4
Новая версия Quake 4 базируется на обновленном и слегка модифицированном движке Doom 3. Поэтому по свои рабочим характеристикам эти приложения очень похожи. Подобно Doom 3, Quake 4 также относится к числу OpenGL игр, отличается высоко детализированными текстурами, широким применением различных теней и моделей освещения. Разница между ними лишь в том, что в отличие от Doom 3, в Quake 4 действие выходит за стены замкнутых помещений.
Для тестирования использовалась собственная демо-версия игры, настройки режима "High-Quality", режимы разрешения 1280 x 1024 и 1600 x 1200, сначала – без антиалайзинга и анизотропной фильтрации, а затем с одновременным включением антиалайзинга 4X и анизотропной фильтрации 8X.
Так уж повелось с момента первого появления движка Quake. Причины (неудачные драйверы ATI под приложения OpenGL или оптимизация видеокарт NVIDIA под движок id ) особого значения не имеют. Важен результат. Результат же впечатляет. Система с одной GeForce 7600 GT опережает даже пару Radeon X1600 Pro в режиме CrossFire.
[N10- Результаты тестов GeForce 7900]
Shadermark v2.1(Build 130a)
Начиная с этого раздела и далее основное внимание будет уделяться производительности новых видеокарт GeForce 7900 GTX и 7900 GT. Они будут сравниваться с Radeon X1900 XTX ATI, как в конфигурациях с одной видеокартой, так и с двумя, в режимах CrossFire и SLI. Прежде, чем перейти к сложным тестам, мы протестируем работу шейдерного движка новых карт с помощью ShaderMark.
Часто при тестировании видеокарт используют игры или тесты, сделанные на базе движков реальных игр. Если использовать только эту технологию, то возникает проблема, которая заключается в том, что при этом не удается протестировать в полной мере некоторые расширенные 3D возможности, так как используемые в настоящее время игровые движки не задействуют самые новые функции новейшего графического оборудования. Чтобы показать чисто шейдерную производительность, что почти невозможно сделать с помощью доступных на сегодня игр, в рамках данного использовалось приложение ShaderMark v2.1 компании ToMMTi-System. ShaderMark — это Direct 9.0 бенчмарк пиксельных конвейеров, в котором для создания изображений используется только код, написанный на языке HLSL (High Level Shading Language) компании Microsoft.
|
7900 GTX |
512MB 7800 GTX |
X1900XTX |
Per Pixel Diffuse Lighting |
1021 |
927 |
1009 |
Per Pixel Directional Light Shader |
829 |
743 |
805 |
Per Pixel Point Light Shader |
840 |
743 |
854 |
Per Pixel Spot Light Shader |
690 |
622 |
707 |
Per Pixel Anisotropic Lighting |
840 |
737 |
813 |
Per Pixel Fresnel Reflections |
745 |
663 |
788 |
Per Pixel Car Surface Shader |
450 |
407 |
480 |
Per Pixel Enviroment Mapping |
1019 |
924 |
953 |
Per Pixel Enviroment Bump Mapping |
832 |
784 |
786 |
Per Pixel Bump Mapping |
780 |
702 |
743 |
Per Pixel Shadowed Bump Mapping |
480 |
452 |
447 |
Per Pixel Veinied Marble Shader |
462 |
422 |
342 |
Per Pixel Wood Shader |
532 |
481 |
516 |
Per Pixel Tile Shader |
520 |
466 |
510 |
Refraction and Reflection Shader with Phong Lighting |
390 |
351 |
495 |
Per Pixel BRDF-Phong/Anisotropic Lighting |
533 |
482 |
607 |
Fur Shader With Anisotropic Lighting |
275 |
251 |
254 |
Combination Effect |
156 |
143 |
187 |
Dual Layer 8x8 PCF Shadow Mapping without Flow Control |
96 |
87 |
90 |
Dual Layer 8x8 PCF Shadow Mapping with Flow Control |
125 |
112 |
97 |
HDR Shader - low quality version without filtering |
152 |
140 |
158 |
HDR Shader - high quality with fp filtering |
169 |
157 |
180 |
HDR Shader - high quality without fp filtering |
112 |
102 |
116 |
Edge Detection and Hatching Shader using 1 RT and 2 Passes |
102 |
93 |
104 |
Edge Detection and Hatching Shader using 2 RTs and 1 Pass |
98 |
88 |
106 |
Согласно результатам ShaderMark, возможности флагманских видеокарт обеих компаний практически аналогичны. У GeForce 7900 GTX 13 лучших показателей (выделены жирным шрифтом), а у Radeon X1900 XTX их 12. Похоже, что каждый GPU имеет свои сильные стороны: ATI, по всей видимости, лучше справляется с HDR шейдерами, распознаванием контуров объектов (edge detection) и штриховкой полигонов (Hatching), в то время как GeForce 7900 GTX преуспел в построении теней (shadow mapping), освещении и рельефным текстурированием (bump mapping).
3DMark06 v1.02
Начиная с этого места, результатов становится больше, поэтому они будут обсуждаться подробнее. На этой диаграмме видно, что GeForce 7900 GTX и 7900 GT незначительно опережают своих собратьев GeForce 7800 серии, но они уже уступают системе Radeon X1900XTX CrossFire. Среди одиночек GeForce 7900 GTX лидирует, но в паре побеждает CrossFire.
По результатам 3DMark06, GeForce 7900 GTX набирает больше всех очков в тесте шейдеров 2.0, как в одиночной, так и в парной конфигурациях. 7900 GT также показала хороший результат — между 256 МБ и 512 МБ картами 7800 GTX.
Немного по-другому распределились места в тестах 3DMark06 HDR / Shader Model 3.0. На этот раз Radeon X1900 XTX получила высший бал как в одиночной, так и в парной конфигурациях, за ней идет GeForce 7900 GTX и другие видеокарты NVIDIA.
Splinter Cell: CT
Splinter Cell: Chaos Theory – третья игра в серии Splinter Cell. Она менее линейна, отличается расширенным списком режимов прохода, более совершенным исполнением теней и световых эффектов, а также работой с картами нормалей и применением рельефного текстурирования. Благодаря поддержке Shader Model 3.0, Splinter Cell позволяет GeForce 6-ой и 7-ой серии, а также картам на чипе X1000 с блеском продемонстрировать весь свой потенциал.
Для тестирования на всех видеокартах была активирована поддержка Shader Model 3.0, режимы 1280 x 1024 и 1600 x 1200, режимы прохода с выключенными, а затем включенными функциями антиалайзинга и анизотропной фильтрации. Для того, чтобы получить возможность протестировать системы с включенными режимами антиалайзинга, функция HDR была выключена (ожидается, что в будущем появится патч, позволяющий картам серии X1000 одновременно использовать и функцию антиалайзинга, и HDR).
Быстродействие в тесте Splinter Cell Chaos Theory отличается разнообразием. При разрешении 1280 x 1024, GeForce 7900 GTX показывает лучший результат в обеих конфигурациях теста. Не намного от неё отстает видеокарта Radeon X1900 XTX. GeForce 7900 GT продолжает выступать очень хорошо, опережая 256 МБ GeForce 7800 GTX. Хотя при более высоком разрешении Radeon X1900 XTX смогла вырваться вперед и опередить нового флагмана NVIDIA на несколько кадров в секунду. Ясно, что по производительности топовые продукты обеих компаний в рассмотренных тестах очень близки, но, благодаря меньшей стоимости производства чипов, продукция NVIDIA все же выглядит более предпочтительно.
X3: Reunion Demo
Многие из сегодняшних популярных бенчмарков основаны на шутерах от первого лица (First Person Shooter). Поэтому, чтобы немного разнообразить программу тестов, были проведены тесты с X3: Reunion Demo компании Egosoft. Движок игры X3 использует пиксельный шейдеры класса DirectX 9.0 и эффекты освещения. Egosoft рекомендует играть на системе с 1,7 ГГц или более скоростным CPU, минимум 512 МБ системной памяти и видеокартой с памятью минимум 128 МБ. Характер игры немного напоминает Privateer компании Origin / Wing Commander, которая открыла путь бесчисленным современным "стрелялкам".
Быстродействие при разных установках и разрешении у всех тестируемых 512 МБ видеокарт примерно равное. Строго говоря, GeForce 7900 GTX показала в X3: Reunion самый высокий результат, но разница у флагманов NVIDIA и ATI составляет лишь несколько fps.
FarCry v1.33
Для тестирования использовалась собственная демо-версия игры на основе фрагмента "Catacombs" и различные режимы разрешения, сначала – без антиалайзинга и анизотропной фильтрации, а затем с антиалайзингом 4X и анизотропной фильтрацией 16X.
Почти во всех конфигурациях теста показатели конфигураций с парами видеокарт в режиме SLI и CrossFire в FarCry ограничиваются возможностями CPU. Разброс результатов невелик. Лишь несколько fps, независимо от разрешения и задействования дополнительных обсчетов пикселей. Результаты ATI Radeon X1900 XTX выше результатов 7900 GTX. Однако преимущество ATI минимально. 7900 GT продолжает демонстрировать хорошую скорость. В режиме SLI пара 7900 GT недалека от пары X1900XTX, но при этом примерно в 2 раза дешевле конкурентов.
Half Life 2
Для тестирования использовался собственный демо-ролик карты "Canals". В тесте использовались режимы разрешения 1280 x 1024 и 1600 x 1200, сначала – с выключенными функциями антиалайзинга и анизотропной фильтрации, а затем с включенными режимами 4X AA и 16X AF.
Результаты тестов в Half Life 2 являются в большинстве случаев зеркальным отражением результатов тестов в FarCry. Результаты прохождения Half Life 2 видеокартами класса high-end почти в любых ситуациях оказываются ограниченными CPU. У видеокарт с памятью 512 МБ производительность выше, но карты с памятью 256 МБ все же справляются с порогом 120 fps, даже в режиме 1600 x 1200 4X AA/16X AF. GeForce 7900 GTX немного проигрывает Radeon X1900XTX как в одиночной конфигурации, так и в конфигурации SLI, но, опять же, преимущество ATI невелико. GeForce 7900 GT продолжает демонстрировать хорошие результаты, и на этот раз опережает 7800 GTX.
F.E.A.R. v1.03
Минимальные требования новой версии F.E.A.R к системе выглядят следующим образом: Pentium 4 1.7 ГГц , 512 МБ системной памяти и 64 МБ видеопамяти. Иными словами, для прохождения этой игрушки с комфортной скоростью необходима по крайней мере Radeon 9000 или GeForce4 Ti-класса.
В качестве теста использовалась полная версия вариант игры с патчем v1.03 и максимальные графические настройки (хотя мягкие тени были выключены, поскольку в настоящее время одновременное использование функции построения мягких теней и функции антиалайзинга невозможно).
В тесте использовались режимы разрешения 1152 x 864 и 1600 x 1200, сначала – с выключенными функциями антиалайзинга и анизотропной фильтрации, а затем с включенными режимами 4X AA и 16X AF.
Последняя версия патча F.E.A.R. не поддерживает разрешение 1280 x 960, и, похоже, редактирование CFG файла игры тоже не позволяет исправить этот недостаток. Поэтому для тестов с более низким разрешением было выбрано разрешение 1152 x 864.
В F.E.A.R. все новые GeForce 7900 с последними драйверами опережают лучшие ATI X1900XTX. В SLI конфигурациях 7900 GTX и 7900 GT опережают Radeon X1900XTX CrossFire в режиме высокого разрешения с включенным антиалайзингом и анизотропной фильтрацией, и складывается впечатление, что в F.E.A.R. SLI работает лучше CrossFire.
Система с одной Radeon X1900XTX немного быстрее и демонстрирует результат, проигрывающий 7900 GTX, но опережающий результат 7900 GT.
Quake 4 v1.0.5.2
Для тестирования использовалась собственная демо-версия игры, настройки режима "High-Quality", режимы разрешения 1280 x 1024 и 1600 x 1200, сначала – без антиалайзинга и анизотропной фильтрации, а затем с одновременным включением антиалайзинга 4X и анизотропной фильтрации 8X.
В трех из четырех тестовых конфигураций GeForce 7900 GTX опережает Radeon X1900 XTX, как в одиночном режиме, так и в режиме SLI. Radeon X1900 XTX также проиграл GeForce 7900 GT по итогам тестов с настройками по умолчанию, но после активации функций антиалайзинга и анизотропной фильтрации XTX оказался более быстрым.
[N11- Производительность в режиме SLI с включенной функцией антиалайзинга]
Производительность GeForce 7900 во всех SLI AA режимах не проверялась. Были проведены лишь несколько тестов, позволившие получить общее представление о производительности видеокарт в режиме SLI с включенной функцией антиалайзинга. Согласно предоставленной NVIDIA информации, у 7900 в режиме SLI AA часть данных передается между картами по SLI-мостику, что несколько разгружает шину PCI Express. Принимая во внимание этот факт, можно предположить, что при этом производительность SLI AA может значительно возрасти, но оказалось, что это не так.
Half Life 2 и FarCry. Увеличиваем число сэмплов
Производительность пары GeForce 7900 GTX в режиме SLI с включенной функцией антиалайзинга превышает производительность видеокарт GeForce 7800 GTX 512 MB на 4% – 9%. Максимального превосходства новые GeForce 7900 GTX добились в режиме SLI 16X AA, где пара GeForce 7900 GTX опередила пару 7800 GTX 512 МБ почти на 9 fps. Однако SLI конфигурации проигрывают по скорости конфигурациям ATI "Super AA" позволяет увеличить производительность CrossFire конфигураций, что, похоже, обусловлено тем, что сопряжение кадров производится движком наложения и это позволяет каждому Radeon GPU работать на максимальной скорости. В архитектуре NVIDIA разбивкой и сшивкой изображения в режиме SLI AA управляет сам графический процессор.
[N12- Результаты тестов в режиме 1920 x 1200]
Extreme HD на широкоформатном LCD мониторе Dell
При разрешении 1920 x 1200 результаты в 3DMark06 во многом похожи на результаты в 3DMark06 Default c разрешением 1280 x 1024, с той лишь разницей, что в 3DMark в режиме 1920 x 1200 конфигурации с одной видеокартой теряют около 1000 очков, а конфигурации с флагманскими 512 МБ видеокартами в режиме SLI/CrossFire – 600 очков. Более высокая производительность в SLI/CrossFire конфигурациях по сравнению с конфигурациях с одной видеокартой, по всей видимости, объясняется наличием на каждой видеокарте отдельного буфера кадра, что, вероятно, лучше, чем составной буфер кадра, разнесенный на 2 видеокарты.
Соотношение сил в X3 Reunion 1920 x 1200 аналогично соотношению сил в X3 Reunion 1600 х 1200. Все видеокарты сбросили по нескольку fps, но снова, как и видеокарты ATI при переходе к сверхвысокому разрешению с AA сбросили меньше, чем видеокарты NVIDIA, GeForce 7900 GTX уступила Radeon X1900 XTX в тесте с включенным 4X AA.
[N13- 7900 vs. 7800 при одинаковых частотах]
Далее предлагаем Вашему вниманию небольшое тестирование на предмет того, какие результаты покажет GeForce 7900, если снизить его частоты до частот GeForce 7800. Это позволит сделать выводы о том, были ли внесены какие-либо аппаратные изменения архитектуру новых GeForce 7900 с целью увеличения их производительности по сравнению с GeForce 7800 за одно и тоже количество рабочих тактов.
UC – UnderClock – пониженная частота
Итак, если запустить GeForce 7900 GTX на частотах GeForce 7800 GTX 512, то скорость обеих карт будет приблизительно одинаковой. Аналогичным будет и результат в случае понижения частот GeForce 7900 GT до частот GeForce 7800 GTX 256 MB. Это говорит о том, что GeForce 7900 отличаются от GeForce 7800 только меньшим ядром, более высокой частотой ядра и более быстрой памятью. NVIDIA сократила число транзисторов везде, где было можно, но это не привело ни к увеличению, ни к падению производительности, о чем и свидетельствуют результаты проведенных тестов.
[N14- Разгон новых GeForce]
В завершение серии тестов, проведенных в рамках подготовки данного обзора, была предпринята попытка разгона новых GeForce 7600 GT и 7900 посредством поднятия частот в драйверах Forceware компании NVIDIA, после включения такой возможности в реестре. Чтобы определить максимальную частоту ядра и памяти, соответствующие частоты увеличивались постепенно до появления в изображении артефактов.
Для GeForce 7900 GTX из-за ошибки в Forceware 84.17 была выбрана версия 84.11.
Разгон GeForce 7900 GTX, 7900 GT и 7600 GT
GeForce 7900 GTX с частотой ядра 650 МГц, очевидно, близка к пределу, но кто может дать прогнозы, относительно развития ситуации по мере шлифовки производственного процесса. При разгоне удалось поднять частоту ядра 7900 GTX до 691 МГц и памяти до 1,72 ГГц (864 МГц DDR). Весьма скромный результат по сравнению с декларируемыми 659/1,6 ГГц.
Запас по частотам у GeForce 7900 GT более внушителен. Частоту ядра удалось поднять до 580 МГц, а частоту памяти – 1,5 ГГц. Подняв частоты, удалось увеличить скорость в среднем на 10 fps.
Такие видеокарты будут определенно пользоваться популярностью как для энтузиастов, так и для партнеров NVIDIA, которые будут сортировать полученные чипы по частотам, и уже сами будут дифференцировать выпускаемые ими видеокарты.
[N15- Энергопотребление. Шум]
Во время всего тестирования видеокарт NVIDIA проводился замер энергопотребления, а также оценивался издаваемый ими шум.
Фиксировалось только полное энергопотребление системы. Энергопотребление отдельных подсистем не вычислялось.
В холостом режиме самым низким уровнем энергопотребления обладает 7600 GT, что, впрочем, вполне закономерно, поскольку у неё относительно маленькое ядро и, по сравнению с 24-конвейерными чипами NVIDIA, довольно скромные характеристики. В режиме стандартной нагрузки ее уровень энергопотребления также оказался самым низким.
Уровень энергопотребления GeForce 7900 GT в холостом режиме не намного ниже 256 МБ GeForce 7800 GTX, но разница в уровне энергопотребления в режиме стандартной нагрузки между этими двумя картами довольно существенная. Хотя частоты новой видеокарты 7900 GT немного выше, чем у 7800 GTX, под нагрузкой она потребляет на 41 Ватт меньше.
С GeForce 7900 GTX не всё так здорово. В холостом режиме GeForce 7900 GTX потребляет больше электроэнергии, чем 512 МБ GeForce 7800 GTX. Можно предположить, что это объясняется более высокой тактовой частотой 7900 GTX и тем, что у 90 нм ядра G71 больше ток утечки, но в режиме стандартной нагрузки GeForce 7900 GTX потребляет почти на 20 Ватт меньше, чем 512 МБ GeForce 7800 GTX.
О шуме, производимом каждой протестированной видеокартой, можно сказать лишь то, что суммарный шум вентилятора блока питания тестовой системы и вентилятора CPU был громче, чем шум от систем охлаждения новых видеокарт GeForce. На расстоянии 1,5 метров от корпуса компьютера со снятой боковой панелью громкость шума была между 65db и 68db, в зависимости от установленной в систему видеокарты. Нужно отметить, что вентиляторы большего размера у 512 МБ GeForce 7800 GTX производили более приглушенный и более низкий звук, чем вентиляторы видеокарт 7900 GT и 7600 GT. При тестировании видеокарт 7600 GT и 7900 GT свистящий шум был слышен только во время раскрутки вентиляторов, но, конечно, ни одну из новых видеокарт нельзя назвать «громкой».
[N16- Заключение]
О производительности GeForce 7600 GT
Новая бюджетная видеокарта NVIDIA явно превосходит видеокарты ATI серии Radeon X1600 ATI во всех конфигурациях тестов, показывая значительно более высокую производительность как в играх на движке Direct 3D, так и в играх OpenGL. В таких играх как FarCry и Half Life 2, где ATI была исторически сильна, и ближайшие конкуренты этого ценового диапазона значительно уступали её видеокартам, ATI показала такое сильное отставание 12 конвейерной архитектуры, в которое трудно поверить. В некоторых случаях — FarCry и Half Life 2 — у GeForce 7600 GT было 25-50% преимущество. В других тестах — Quake 4 — 7600 GT опережала Radeon X1600 XT более чем вдвое, а SLI опережала CrossFire ещё больше.
О производительности GeForce 7900 GT и GeForce 7900 GTX
Наиболее привлекательная для энтузиастов видеокарта, принимавшая участие в этом тестировании GeForce 7900 GT практически во всех тестах превзошла по быстродействию бывшую флагманскую видеокарту NVIDIA GeForce 7800 GTX. Она также хорошо смотрится по сравнению с Radeon ATI X1900 XTX, которая на сегодня стоит более чем на $250 дороже, чем GeForce 7900 GT (ориентировочная цена — $299). А в играх с такими движками как у Quake 4 и F.E.A.R., результаты 7900 GT почти такие же, как у Radeon X1900 XTX.
Видеокарта GeForce 7900 GTX первенствовала в большем количестве тестов, чем Radeon X1900 XTX, которой удалось продемонстрировать более высокий результат только в Half Life 2 и Far Cry. Конечно, нельзя не упомянуть обратное преимущество NVIDIA в Quake 4, которое намного существенней – 15 - 35% в пользу GeForce 7900 GTX. Однако NVIDIA нужно обратить более пристальное внимание на производительность в тестах с антиалайзингом, где падение в скорости по сравнению с режимом без антиалайзинга, при примерно равных fps у видеокарт ATI менее существенно, чем у видеокарт NVIDIA. Но это перевешивает огромное преимущество SLI-систем NVIDIA в производительности, что очевидно по результатам тестов. В F.E.A.R., например, пара намного более дешевых GeForce 7900 GT опережает пару дорогостоящих Radeon X1900 XTX, и для пары GeForce 7900 GTX уже нет конкурентов. Та же самая ситуация и в тесте Quake 4, но Half Life 2 и новая FarCry все еще благосклонны к ATI CrossFire, где эта конфигурация немного опережает пару новых GeForce 7900 GTX.
Какой здесь можно сделать вывод? Вывод такой: NVIDIA взяла уже доказавшую свою силу архитектуру ядра графического процессора G70, примененную впервые в GeForce 7800 GTX, перекомпоновала его блоки, в результате чего сократила количество транзисторов, снабдила его dual-link DVI интерфейсами и перешла на более «тонкий» 90 нм техпроцесс. В итоге получились три новых видеокарты семейства GeForce 7 с превосходной производительностью для всех сегментов рынка, с более низким, более разумным энергопотреблением, чем у видеокарт предыдущих поколений.
По всем параметрам новая GeForce 7900 GTX, безусловно, опережает предыдущую флагманскую видеокарту NVIDIA и в некоторых случаях видеокарту Radeon ATI X1900 XTX. Но, тем не менее, ни одну из видеокарт нельзя назвать единоличным лидером. Преимущество брендов зависит от приложений или конфигураций тестов. Но такая ситуация очень хороша для NVIDIA, так как размеры кристалла G71 намного меньше, чем размеры R580. Имея намного меньший кристалл, значительно меньше транзисторов, G71 достойно конкурирует с лучшими изделиями ATI. Поэтому выход годных ядер G71 будет не только выше, но их производство будет также дешевле, чем производство ядер R580. Это чистая физика, и с этим уже не поспоришь. Такая ситуация очень хороша для NVIDIA. У NVIDIA есть возможность поделиться этой экономией с потребителями, продавая некоторые модели видеокарт GeForce 7900 GTX примерно по $500.
С GeForce 7900 GT NVIDIA может позволить себе еще большую щедрость. Наверняка, эта видеокарта будет очень популярна у любителей быстрых игр. Если GeForce 7900 GT будет стоить около $300, как обещает NVIDIA, то на неё будет большой спрос. Эта видеокарта в однослотовой конфигурации предлагает превосходную производительность за довольно низкую стоимость. Она немного быстрее 256 МБ GeForce 7800 GTX, и значительно лучше, чем более дорогая Radeon X1800XL. Если Вы хотите потратить на 3D графику около 500 долларов, вместо того, чтобы покупать одну карту Radeon X1900 XTX, лучше купить пару GeForce 7900 GT. Это обойдется Вам немного дороже, но соотношение производительность / цена у этого варианта лучше.
GeForce 7600 GT также имеет все шансы на успех. Эта видеокарта легко опережает Radeon ATI X1600XT, и ATI пришлось срочно выпустить новую карту Radeon X1800 GTO, чтобы немного нивелировать своё отставание. Но все равно небольшие размеры кристалла и превосходное соотношение цена / производительность говорят в пользу 7600 GT.