Прошлые, современные и будущие методы просмотра 3D-изображений (в том числе
компьютерных игр и фильмов) на различных устройствах отображения (
мониторы,
телевизоры,
специальные очки,
проекторы, специальные устройства) можно разделить на следующие группы со своими преимуществами и недостатками.
Пространственное разделение изображения
Это когда каждый глаз видит предназначенную для него картинку и разделение происходит чисто механически. Со времён стереопар и стереоскопов с двумя картинками до нынешних очков и шлемов виртуальной реальности (где каждый дисплей генерирует изображение для своего глаза) принципиально ничего не изменилось.
|
Древняя стереопара
|
|
Древний стереоскоп
|
|
Шлем лётчика Lockheed Martin F-35, хотя здесь речь идёт скорее не о виртуальной, а о дополненной реальности.
|
Есть один нюанс.
Увидеть объёмное изображение в статической стереопаре при определённой тренировке можно вообще без всяких приспособлений.
Цветовое разделение изображения - Анаглиф
Обычно анаглиф делают из стереопары. Вот характерный пример:
|
|
Левая часть стереопары
|
Правая часть стереопары
|
|
Итоговый анаглиф
|
Дешёвый и простой метод. Не требует никакого специализированного оборудования, кроме красно-синих (или пурпурно-зелёных) очков. Разделение картинки для правого и левого глаза осуществляется путём избытка того или иного цвета в соответствующем компоненте изображения. Этот метод подходит и для показа статичных стереоизображений, которые можно напечатать на бумаге.
3D-фильм в анаглифе может быть просмотрен на обычной аппаратуре при использовании очков, однако требуется, чтобы сам фильм был записан именно в формате 3D-aнаглифа. Иногда диски с такими фильмами уже комплектуются нужными очками, как, и как ни странно, анаглифными очками комплектуются некоторые материнские платы и ТВ-тюнеры, а также некоторые другие товары из нашего ассортимента.
Но подобная технология
таки осталась нишевой из-за невозможности обеспечить хорошую цветопередачу.
Темпоральное разделение изображения
Стереоэффект достигается путём поочерёдного показа картинки для левого и правого глаза. Для этого используются специальные затворные очки (в настоящее время - только LCD), также иногда именуемые активными. Типичные примеры применения этой технологии - GeForce 3D Vision и DLP 3D Ready.
В настоящее время затворная технология получила очень широкое распространение, как в сфере развлечений (игры, кино), так и в профессиональных областях. В нашем прайс-листе представлена даже специальная линейка игровых 3D-компьютеров на базе технологий nVidia
Сравнению затворной технологии с поляризационной посвящена специальная статья на нашем сайте: "Технологии отображения 3D-контента, что лучше - поляризационные очки или затворные?", частично пересекающаяся с этим FAQ, но в основном дополняющая его.
Поляризационное разделение изображения
Метод разделения изображений для разных глаз разной поляризацией каждой стереопары для правого и левого глаза и использования поляризующих очков, отсекающих картинку с неправильной поляризацией.
Существуют методы с линейной и круговой поляризацией. Метод с линейной поляризацией исторически был первым, но теперь практически полностью вытеснен методом с круговой поляризацией, который менее чувствителен к наклонам головы и меньше утомляет зрение.
Автостереоскопия
За этим сложным словом кроется семейство технологий, позволяющих наблюдать 3D изображение вообще без всяких очков. Большинство из них базируется на отслеживании направлении взгляда обоих глаз зрителя и формирования специализированного направленного изображения для каждого из них. Пока в нашем прайс-листе представлено только одно такое устройство - Смартфон HTC EVO 3D 99HNJ010. Но это только начало, уже анонсированы подобные телевизоры и мониторы, которые будут доступны на массовом рынке.
|
Предполагается, что на автостереоскопическом телевизоре изображение будет выглядеть так без всяких очков.
|
Видеоголография
На самом деле все описанные выше технологии не дают полноценного 3D-изображения, это обычное стерео - ведь вы можете оценить глубину и перспективу, но не сможете,
например изменить ракурс осмотра "вылезающей из экрана" сцены, просто повернув голову или подойдя к другому краю телевизора. Все эти проблемы решит реализация кино-видеоварианта голографических технологий, создающих действительно объёмную картинку (которую так любят показывать в фантастических фильмах). И до этого осталось не так долго, доживём.
|
Работающий прототип видеоголографического устройства. А многие ещё помнят компьютерные игры своего детства с таким количеством полигонов и отсутствием текстур. Вспомним сколько прошло времени и подумаем.
|